Принята Утверждаю
педагогическим советом __________________________
МБОУ «СОШ № 5» Директор МБОУ «СОШ № 5»
протокол № 1 Л. В. Терешатова
от 28 августа 2015 года приказ № 115
от 28 августа 2015 года
Принята Утверждаю
педагогическим советом __________________________
МБДОУ детский сад № 12 Заведующий МБДОУ детский сад
«Колосок» «Колосок»
протокол № 1 И. В. Власова
от 27 августа 2015 года приказ № 131/1
от 27 августа 2015 года
Положение
об опорном учреждении по методической работе
(о методическом сопровождении преемственности
начального и дошкольного уровней образования)
1. Общие положения
1.1. Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые к ребёнку, учет педагогами школы достигнутого общего уровня развития дошкольника.
1.2. В структуру учебно-воспитательной деятельности, входят следующие компоненты:
I) мотивационно-целевой, который обуславливает взаимосвязь мотивации и целеполагания деятельности педагогических коллективов;
2) нормативно-правовой, который регламентирует методические аспекты деятельности дошкольного учреждения и школы;
3) организационно-методический, который конкретизирует направления деятельности педагогических коллективов (рабочих групп), должностные обязанности конкретных специалистов, методические материалы, регламентирующие преемственность;
4) содержательно-информационный, который свидетельствует о понимании и практической реализации требований ФГОС дошкольного и начального общего образования;
5) учебно-операциональный, обеспечивающий развитие универсальных и специальных действий педагогических коллективов (рабочих групп), повышение уровня квалификации (курсовая подготовка внутри учреждения);
6) организационно-рефлексивный, включающий навыки планирования, прогнозирования деятельности;
2. Цели и задачи
2.1. Главная цель методической интеграции деятельности детского сада и школы:
- формирование у педагогических коллективов (рабочих групп) устойчивого понимания содержания Основной образовательной программы дошкольного образования и Основной образовательной программы начального общего образования;
2.2. Основные задачи сотрудничества детского сада и школы:
- апробация новых образовательных технологий, адаптация их к условиям педагогической практики;
- системное повышение квалификации педагогических кадров;
- методическое сопровождение деятельности педагогов по обеспечению адаптации младших школьников;
- обеспечение единства воспитательного влияния МБДОУ детский сад № 12 «Колосок» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» города Обнинска, родителей (законных представителей), помощь семье в новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу;
- организация сетевого информационно-коммуникационного обеспечения;
- установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы;
- преемственность содержания образования и воспитания в детском саду и первом классе школы.
3. Формы работы школы и детского сада:
3.1. Формы методического взаимодействия и сотрудничества:
- педагогические советы, семинары, круглые столы, презентации педагогов детского сада, педагогов школы и родителей (законных представителей) по актуальным вопросам преемственности;
- экспресс-погружение в содержание, используемых УМК;
- планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и учителей с детьми–дошкольниками и первоклассниками;
- психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
- совместное со школой комплектование 1-х классов из выпускников детского сада и проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
- анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
- посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школы занятий в детском саду с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций;
- проведение родительских собраний в старших группах с участием учителей и воспитателей;
- совместная подготовка к конференциям, организация выставок;
- проведение Дня открытых дверей.
4. Содержание деятельности и организация управления
4.1. Организация работы методического совета опорной школы.
4.2. В состав методического совета входят: руководители учреждений, психологи, социальный педагог, руководители методических объединений, рабочие группы, главный библиотекарь.
4.3. Научно-методическое руководство деятельностью опорной школы осуществляется МБУ «Учебно-методический центр». Методисты принимают непосредственное участие в деятельности опорной школы, в оказании методической помощи педагогам дошкольного учреждения и школы.
4.4. Организация работы педагогических коллективов (творческих групп) по формированию и практическому использованию нормативно-правовых документов и методических разработок.
4.5. Разработка содержания постоянно действующих семинаров и семинаров по запросам педагогических работников.
4.6. Проведение консультативных часов для разъяснения и анализа методических материалов.
4.7. Подготовка и проведение открытых мероприятий по методическому сопровождению преемственности дошкольного и начального уровней образования.
5. Делопроизводство
5.1. В общеобразовательном учреждении, обладающем статусом опорной школы по методической работе, должна иметься следующая документация:
· Положение об опорном образовательном учреждении
· Концепция и программа развития
· План работы
· Протоколы заседаний методического совета, методических объединений
· Отчеты о проделанной работе
· Анализ деятельности по итогам учебного года
5.2. Заседания методического совета проводятся не реже 4-х раз в год, заседания оформляются в виде протоколов.
План работы по преемственности
на 2015 – 2016год:
Педагогические мероприятия |
Наименование мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные |
Утверждение Положения о преемственности работы школы и детского сада. Заключение договора. Планирование совместной работы. |
сентябрь |
директор школы,
заведующая детским садом |
Семинар «Изучение и анализ программ дошкольного звена и начальной школы» |
сентябрь |
администрация, педагоги начальной школы, заведующая и воспитатели д/с |
Сбор информации для составления социального паспорта семей воспитанников.
Совместное заседание психологов д\с и школы, воспитателей подготовительной группы.
Оформление карт здоровья на каждого ребёнка выпускника детского сада. |
сентябрь |
психологи |
Индивидуальные консультации педагога и педагога-психолога с целью выявления талантливых детей |
ноябрь |
психологи |
Взаимопосещения:
-посещение уроков в 1 классе воспитателями детского сада;
-посещение занятий в дошкольной группе учителями начальных классов |
в течение года |
педагоги школы, воспитатели д/с |
Оформление стенда и странички на сайте школы и детского сада «Для вас, родители будущих первоклассников!» |
октябрь |
Безрукова Н. И.
Асаинова Г. Б. |
Мониторинг готовности воспитанников дошкольной группы к школьному обучению. |
февраль |
Безрукова Н. И. |
Культурные мероприятия
|
Наименование мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные |
Выставка детских работ «Я рисую школу». |
сентябрь |
Косолапова Е. Б. |
Проведение праздника «Золотая осень» |
октябрь |
Косолапова Е. Б. |
«Академия художеств» (выставка рисунков и поделок ручного труда воспитанников детского сада) |
ноябрь |
Косолапова Е. Б. |
Изготовление игрушек на конкурс новогодних поделок. |
декабрь |
Косолапова Е. Б. |
Праздник "Новогодняя сказка" |
декабрь |
Косолапова Е. Б. |
Выставка детских рисунков "Мой папа–герой", "Сердечко для мамочки" |
февраль - март |
Косолапова Е. Б. |
Выпускной "Скоро в школу" |
май |
Косолапова Е. Б. |
Физкультурно – оздоровительные мероприятия |
Наименование мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные |
Спортивные состязания «Осенний марафончик» |
октябрь |
учителя физкультуры |
"Неделя зимних подвижных игр" |
январь |
учителя физкультуры |
Спортивные состязания «Весенний марафончик» |
апрель |
учителя физкультуры |
Работа с детьми |
Наименование мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные |
Экскурсия в школу «Будем знакомы!» |
октябрь |
Безрукова Н. И. |
Работа «Малышкиной школы» |
октябрь - май |
Безрукова Н. И. |
Индивидуальная работа с детьми, требующими индивидуального педагогического подхода |
ноябрь |
педагоги школы, воспитатели д/с |
Беседа: «Если ты останешься дома один» (основы безопасности) |
декабрь |
педагоги школы, воспитатели д/с |
Игра «Первый день в школе», «Как себя вести на уроке» |
февраль |
педагоги школы, воспитатели д/с |
Дидактическая игра «Собери портфель». |
март |
педагоги школы, воспитатели д/с |
Экскурсия в школьную библиотеку. |
апрель |
педагоги школы, воспитатели д/с |
Работа с родителями |
Наименование мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные |
Общее родительское собрание «В семье первоклассник».
Презентация о школе. |
сентябрь |
администрация школы |
День открытых дверей для родителей |
октябрь |
администрация школы |
Анкетирование родителей и детей "Чтение в вашей семье". Памятки для родителей и детей "Как развить у ребенка любовь к чтению?" |
январь |
воспитатели д/с и учителя школы |
Индивидуальная работа с родителями проблемных детей.
Тематическая консультация "Непослушные дети". |
февраль |
психологи |
Общее родительское собрание «Организация безопасности вашего ребенка» |
март |
сотрудники правоохранительных органов |
Родительское собрание старшей и подготовительной групп с участием учителей начальной школы на тему "Подготовка к школе" |
май |
администрация школы |
Круглый стол: «Будущий первоклассник–какой он? Портрет первоклассника в системе ФГОС» |
|
педагоги, родители, воспитатели, администрация) |
Оформление информационных материалов для родителей по подготовке детей к школе:
«Советы родителям будущих первоклассников»,
«Как подготовить ребенка к школе»,
«Учим детей считать, писать, читать»,
«Семья и ребенок: взаимоотношения и готовность к обучению в школе» |
в течение года |
педагоги школы,
воспитатели д/с |