ЗАГРУЗИТЬ ДОКУМЕНТ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
города Обнинска (МБОУ «СОШ № 5»)
Принята Рассмотрена Утверждаю
Советом Учреждения Педагогическим советом Директор МБОУ «СОШ № 5»
Протокол № 7 Протокол № 1 Л. В. Терешатова
от 29 августа 2014 г. от 29 августа 2014 г. приказ № 114
от 29 августа 2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» города Обнинска
на 2014-2015 учебный год
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» города Обнинска
(далее Школа) разработан в соответствии с:
– Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.02.2002 г. № 2783);
- Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с дополнениями);
- Уставом МБОУ «СОШ № 5»;
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 “О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312);
- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказом Минобразования и науки Российской Федерации № 69 от 31.01.2012г. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004г. № 1089» и приложением к нему;
- Приказом Минобразования и науки Российской Федерации № 74 от 01.02.2012г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» и приложением к нему;
- Приказом Министерства образования РФ от 10.04.2002 года
№ 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с отклонениями в развитии»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2009 г. N 729 "Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях";
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 16.01.2012 г. № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ № 2 от 13.01.2012 г. «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 г. № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2014-2015 учебный год.
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №189);
- Письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 года № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»
- Письмо министерства образования и науки Калужской области от 07.06.2011 года № 07-022/1713-11 «Методические рекомендации к разработке учебного плана общего образования образовательных учреждений Калужской области».
Основной целью образовательной деятельности Школы является формирование разносторонне развитого, ответственного гражданина России, уважающего ее культурные традиции и ценности гражданского общества, способного реализовать свой духовный, интеллектуальный и творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях в личных и общественных интересах. Для достижения поставленной цели школа решает комплекс задач, выделяя в качестве приоритетных, следующие:
– создание максимально благоприятных условий для выявления и полноценного развития интеллектуальных и творческих способностей каждого обучающегося, с учетом образовательных запросов и реальных потребностей современного рынка труда;
– реализация концепции информатизации школьного образования, освоение всеми участниками образовательного процесса информационных, коммуникационных технологий, современных образовательных технологий;
– формирование у обучающихся современной общенаучной картины мира как целостной системы представлений и ее общих свойствах и закономерностях;
– сохранение здоровья обучающихся, формирование активной жизненной позиции, привитие основ здорового образа жизни.
Учебный план Школы является инструментом в управлении качеством образования. Основополагающими принципами построения учебного плана являются:
· обязательность федерального компонента, обеспечивающего единство образовательного пространства;
· целостность и сочетаемость инвариантной и вариативной частей, отражающих согласованность потребностей в образовании личности;
· преемственность структуры и содержания начального, основного и среднего общего образования;
· дифференциация с целью реализации возрастных особенностей обучающихся;
· интегративность содержания образования на основе психо-физиологических особенностей восприятия обучающимися окружающего мира;
· индивидуализация, позволяющая учитывать интересы, склонности и способности обучающихся.
Реализация предпрофильной и профильной подготовки осуществляется как в рамках Федерального компонента государственного образовательного стандарта, так и через систему внеучебной занятости, дополнительного образования.
Федеральный компонент составляет 80% от общего нормативного времени, выбор учреждения- 20%.
Учебный план реализуется по федеральным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Цели общего образования в рамках федерального государственного образовательного стандарта представляются в виде системы ключевых задач, отражающих основные направления:
личностное развитие – развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств, а также развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования и саморегуляции;
социальное развитие – воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение социальных практик, формирование способности и готовности принимать ответственные решения, делать осознанный выбор, сотрудничать и свободно общаться на русском, родном и иностранных языках;
общекультурное развитие – освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры.
Учебный план отражает возможности школы в достижении стабильных образовательных результатов и ресурсные ограничения в реализации приоритетных направлений повышения качества образовательных услуг. Основная образовательная программа позволяет оптимизировать образовательный процесс за счет включения других компонентов (внеурочная деятельность, воспитательная деятельность, внеклассная работа, профориентационная работа, проектная и исследовательская деятельность), направленных на расширение образовательного пространства.
Требования к структуре основной образовательной программы ФГОС учтены в построении основной образовательной программы школы на предстоящий учебный год и включены новые компоненты для обогащения учебного плана, расширения ресурсных возможностей образовательного учреждения.
Такой подход к разработке основной образовательной программы обеспечит предпосылки к формированию нового качества образования в соответствии с требованиями ФГОС, так как учебный план не является самодостаточным инструментом для достижения образовательных результатов.
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В ходе освоения образовательных программ начального общего образования у обучающихся формируются базовые основы знаний и надпредметные умения, составляющие учебную деятельность младшего школьника и являющиеся фундаментом самообразования на следующих ступенях обучения:
· система учебных и познавательных мотивов: умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
· универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные коммуникативные);
· познавательная мотивация, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, здорового образа жизни.
Обязательная часть учебного плана школы отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
· формирование гражданской идентичности обучающихся;
· приобщение обучающихся к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
· готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;
· формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
· личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Содержание образования на этой ступени реализуется преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира. Организация учебного процесса осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, а система оценки обеспечивает индивидуальные достижения обучающихся.
№ п/п |
Предметные области |
Основные задачи реализации содержания |
1 |
Филология |
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности |
2 |
Математика и информатика |
Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности |
3 |
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) |
Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. |
4 |
Основы духовно-нравственной культуры народов России |
Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России |
5 |
Искусство |
Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру |
6 |
Технология |
Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности |
7 |
Физическая культура |
Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. |
Инвариантная часть учебного плана начальной ступени отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности обучающихся, их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; готовность к продолжению образования в основной школе; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Изучение русского языка направлено на развитие речи, мышления, воображения обучающихся, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Младшие школьники овладевают умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма написание записки, адреса, письма).
Изучение предмета «Литературное чтение» ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, говорение, чтение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств обучающегося, способного к творческой деятельности.
Изучение математики направлено на формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования.
Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему городу, своей Родине, осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми, понимание своего места в природе и социуме; приучение обучающихся к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. При изучении данного предмета формируется здоровый образ жизни, элементарные знания о поведении в экстремальных ситуациях, т.е. основы безопасности жизнедеятельности.
Изучение предметов эстетического цикла (изобразительное искусство и музыка) направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Учебный предмет «Технология» формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности обучающегося; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у обучающихся. «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» направлены на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучаются в 3-4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология (Труд)», что обеспечивает развитие первоначальных представлений об алгоритмизации, об информации, структуре информационных, о системах, технологиях и моделях, воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» формирует у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним. Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся обучающиеся начальной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. В федеральном компоненте учебного плана для 4 класса уменьшается на 1 час «Литературное чтение» и при этом остается общий объем обязательной нагрузки – 23 часа.
Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности обучающихся, на совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта; на формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности; на развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга; на обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности, на формирование представлений об олимпийском и параолимпийском движении в России.
Основными задачами введения третьего часа физической культуры на ступени начального общего образования являются:
- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня;
- приобщение детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
- расширенное освоение обучающимися отдельных тем и разделов рабочих программ: общеразвивающие упражнения, подвижные игры, упражнения ритмической гимнастики, эстафеты, спортивные игры по упрощенным правилам.
Реализация дополнительного 1 часа физической культуры осуществляется на основе «Методических рекомендаций о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации», разработанных Департаментом развития системы физкультурно-спортивного воспитания Министерства образования и науки Российской Федерации (Приложение к приказу Минобразования России от 30.08.2010 №889).
Иностранный язык изучается со 2 класса. Он формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.
Продолжительность учебного года для 1 классов- 33 учебных недели, для 2-4 классов – 34 недели. В 1-х классах используется "ступенчатый" режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый). Продолжительность учебной недели – 5 дней. Максимальная недельная нагрузка в начальной школе составляет в 1 классе – 21 час, во 2-4 классах – 23 часа.
При разработке учебного плана начальной школы были использованы интегративные подходы: продолжена реализация программ «Начальная школа 21 века» (1А, 2Б, 3А), «Школа 2100» (1Б, 2А, 3Б, 4А, 4Б), продолжается реализация программы «Школа России» 3 В (КРО), 4В (КРО).
Организация образовательного процесса регламентируется годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий. Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 календарных недель, дополнительные каникулы для 1-х классов в феврале - не менее 7 дней;
Учебный год делится на четверти, являющиеся периодами, по итогам которых выставляются отметки за текущее освоение образовательных программ. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике. Обязательные требования к организации образовательного процесса в 1-х классах - организация облегченного учебного дня в середине учебной недели; проведение не более 4 уроков в день; организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут; обучение без домашних заданий и бального оценивания знаний обучающихся; дополнительные каникулы в середине третьей четверти, продолжительностью в 1 неделю.
Внеучебная деятельность в 1- 4 классах, реализующих ФГОС НОО представлена следующими направлениями: спортивно-оздоровительное, научно-познавательное, художественно-эстетическое, общественно-полезной деятельности.
1. Целью спортивно-оздоровительного направления является формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Данное направление представлено программами: «Подвижные игры», «Секреты здоровья», «Школа здоровья», «Спорт и мы».
2. Научно-познавательное направление обеспечивает формирование мотивации к обучению и познанию, развитие творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Направление представлено программами: «Краеведение», «Занимательная математика», «Занимательная грамматика», «Умники и умницы», «Азбука содержания животных».
3. Общественно-полезная деятельность создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Повышает ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. Данное направление представлено следующей программой: «Сделай сам».
4. Целью художественно-эстетическое направления является формирование и развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств, уважительного отношения к истории и культуре других народов, сохранения и развития культурного разнообразия и наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России. Направление представлены программами: «Творческая мастерская», «Школа этики», «Город мастеров», «Волшебный мир бумаги».
5. Экологическое направление реализует развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими норм здорового образа жизни, сохранения и защиты окружающей среды. Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам приумножения технологий охраны природы на основе толерантности, диалога культур. Экологическое направление представлено программами: «Экология», «Природа и экология».
Учебный план специального (коррекционного) обучения
составлен с учетом решения двух основных задач:
1) сформировать основы функциональной грамотности и основные учебные и социальные компетенции, дать обучающимся начальные представления об отечественной и мировой культуре;
2) скорригировать отставание в развитии обучающихся, ликвидируя пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, преодолеть недостатки, возникшие в результате нарушения развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки, регуляции поведения и др.
Специальные (коррекционные) классы в МБОУ «СОШ № 5» осуществляют образование обучающихся в объеме начального и основного общего образования.
Продолжительность обучения 9 лет: в начальной школе - 4 года; в основной школе -- 5 лет.
По окончании начальных классов городская психолого-медико-педагогическая комиссия, учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося, рассматривает вопрос о его переводе в общеобразовательный класс.
В целях более успешного продвижения в общем развитии отдельных обучающихся, коррекции недостатков их развития, а также ликвидации имеющихся или предупреждения возможных пробелов в знаниях вводятся коррекционные групповые и индивидуальные занятия.
Индивидуально-групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. Однако указанное количество недельных часов (2 часа 3В (КРО), 1 час -4В (КРО)), отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельно обучающегося соответствующего класса, а учителя. На долю же каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из 2-3 обучающихся) укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков.
Все обучение в начальных классах имеет коррекционно-развивающий характер. Индивидуально-групповые коррекционные занятия дополняют эту коррекционно-развивающую работу, будучи направленными на преодоление некоторых специфических трудностей и недостатков, характерных для отдельных обучающихся.
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Основное общее образование обеспечивает личностное самоопределение обучающихся – формирование нравственных качеств личности, мировоззренческой позиции, гражданской зрелости; готовность к профессиональному выбору, к самостоятельному решению проблем в различных видах и сферах деятельности, к развитию творческих способностей.
Содержание образования на второй ступени является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней (полной) общеобразовательной школе или в учреждении профессионального образования, создает условия для получения обязательного среднего (полного) образования, подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.
Особое место на ступени основного общего образования принадлежит 5-6 классам.
Содержание обучения в 5-6 классах реализует принцип преемственности с начальной школой, обеспечивает адаптацию обучающихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы.
Русский язык: наряду с нормативными требованиями к овладению языком, большое внимание уделяется изучению данного предмета как средства общения, познания общечеловеческой культуры.
Литература: курс ориентирован на формирование умений и навыков не только в сфере восприятия и анализа художественного произведения, но и в сфере самостоятельного литературного творчества.
Иностранный язык: в рамках учебных предметов «Английский язык», «Немецкий язык», «Французский язык» предполагается обеспечить овладение обучающимися основами устной и письменной речи, знанием ими истории, культуры, географии. экономики стран изучаемого языка. Школьный компонент использован для индивидуально-групповых занятий и консультаций по иностранным языкам в 5-9 классах.
Математика: в целях наиболее полного удовлетворения запросов обучающихся, на изучение математики в 5-6 классах, геометрии в 7-9 классах отводится времени на 1 час больше, чем предусмотрено базисным учебным планом.
Биология: учебный предмет сокращен на 1 час в 6 классе за счет существенной разгрузки его содержания по разделам ботаники и зоологии в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.
Региональный компонент.
Учебный курс «Краеведение» введен во всех 5-7 классах.
Продолжительность учебного года в 5-8 классах составляет 35 учебных недель, в 9-х классах – 34 учебные недели. Продолжительность учебной недели в 5-9-х классах –
5 дней. Продолжительность урока – 45 минут.
Учебный предмет «Обществознание» изучается с 6 по 9 класс по 1 часу в неделю для формирования основ гражданского мировоззрения учеников, а также в целях предпрофильной подготовки в 9А классе компонент образовательного учреждения представлен 2 часами предмета «Экономика».
Учебный предмет «Искусство» изучается с 5 по 9 класс. С 5 по 8 класс изучается музыка, изобразительное искусство, а в 9 классе - МХК. Таким образом, учебный курс является непрерывным.
Предмет «Физическая культура» изучается в 5-9 классах 3 часа в неделю. В связи с этим федеральный компонент увеличен на 1 час, соответственно увеличивается и допустимая максимальная учебная нагрузка на основании Приказа Минобрнауки России от 03.06. 2011 года № 1994. Ожидаемые результаты:
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
- укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности обучающихся,
- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности; на развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- формирование представлений об олимпийском и параолимпийском движении в России.
Учебный предмет «Технология» построен по модульному принципу, с учетом возможностей и потребностей обучающихся и Школы. Предмет «Технология» изучается с 5 по 8 класс. В 8 классе технология изучается 1 час в неделю.
Ожидаемые результаты:
· освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
· овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного составления своих жизненных и профессиональных планов, безопасных приемов работы ;
· развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей.
В рамках изучения предмета «Технология» в 8 классе изучается раздел программы по технологии «Современное производство и профессиональное самоопределение. Информационные технологии — использование ПК для решения практических задач».
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 8 классе в объеме 1 час в неделю.
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, в основе которого лежат принципы дифференциации и индивидуализации образования.
Переход к профильному обучению позволяет:
· создать условия для дифференциации содержания образования, построения индивидуальных образовательных программ;
· обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;
· установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;
· обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.
Принципы построения федерального базисного учебного плана для 10-11классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента.
Продолжительность учебного года в 10-х классах- 35 учебных недель, в 11-х классах 34 учебные недели. Продолжительность учебной недели – 6 дней. Продолжительность урока – 45 минут.
Базовый уровень учебного плана в 10А, 11А классах выдержан в полной мере.
Разделы «Экономика» и «Право» из курса «Обществознание» выделены как самостоятельные 1-но часовые предметы, так как старшеклассники, ориентированные на социально-экономические специальности, планируют выбрать предмет «Обществознание» для государственной (итоговой) аттестации, в перечень вопросов которой включены темы по экономике и праву в расширенном объеме.
Компонент образовательного учреждения: 1 час «Алгебра и начала анализа» - 10А,11А классы .
Региональный компонент представлен курсом «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» 10А-11А классы- 1 час.
Предпрофильная подготовка и профильное обучение.
Предпрофильная подготовка и профильное обучение-средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности обучающихся, созданы условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами.
Социально-экономический предпрофиль в 9А классе представлен 2 часами курса «Экономика» и курсами внеучебной деятельности.
Профильное обучение (социально-экономическое направление - модульные группы) в 10А и 11А классах полностью соответствует федеральному учебному плану. Курс «Математика» составляет 6 часов 10А-11А, «Обществознание» 10А-11А, «Экономика» 10А-11А, «Право»10А-11А изучаются как самостоятельные учебные предметы, курс «География»10А-11А дополнен содержанием коммерческой географии.
В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования на период до 2020 года механизмом, обеспечивающим государственные гарантии доступности и качества образования, выступает специализированная подготовка в старших классах МБОУ «СОШ № 5», которая ориентирована на индивидуализацию обучения, социализацию обучающихся с учётом реальных потребностей рынка труда. Организация профильного обучения невозможна без создания системы
предпрофильной подготовки, включающей в себя такие компоненты, как курсы по выбору т.е. элективные курсы
Элективные учебные курсы – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся представлены в школьном компоненте следующим образом:
«Разнообразные способы решения иррациональных показательных и логарифмических уравнений и неравенств» 10А класс – 1 час,
«Русское правописание» 10А /11А класс – 1 час (расширение содержания базового учебного предмета),
«Решение задач по химии» 10А/11А класс – 1 час,
«Молекулярная генетика и генная инженерия» 10А/11А класс – 1 час.
«Избранные вопросы математики» 11А класс – 1 час.
Образовательный процесс обеспечивается учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе на основе Приказа Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2014-2015 учебный год. Учебный план имеет необходимое кадровое, нормативно-методическое обеспечение.
Дополнительное образование
Учебный план по дополнительному образованию разработан на основе учета интересов обучающихся и с учетом профессионального потенциала педагогического коллектива. Образовательный процесс в системе дополнительного образования учащихся в нашей школе строится в парадигме развивающего, личностно-ориентированного обучения и воспитания учащихся, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции. Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования в данном учреждении заключается в том, что оно, дополняя возможности и потенциалы общего образования, помогает
• обеспечивать непрерывность образования;
• развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования;
• осуществлять воспитательные программы и программы социально-психологической адаптации ребёнка;
• проводить профориентацию;
• развивать творческие способности личности и создавать условия для формирования опыта творческой самодеятельности ребёнка.
Включение дополнительного образования в систему деятельности школы позволяет более эффективно решать проблемы занятости детей в пространстве свободного времени, организовывать целесообразную деятельность ребёнка по саморазвитию и самосовершенствованию. Работа учащихся в системе дополнительного образования способствует углублению их знаний и развитию межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, построению целостной картины мира в его мировоззрении, формированию навыков общения со сверстниками, со старшими и младшими учащимися школы, способствует формированию ответственности и развитию познавательной активности.
Представленный вариант учебного плана ориентирован на решение следующих задач:
Основные функции дополнительного образования в МБОУ «СОШ №5»:
· обучающая функция - в детских творческих объединениях каждый имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, а также получить подготовку в интересующем его виде деятельности;
· социализирующая функция - занятия в кружках и секциях позволяют учащимся получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться социально адекватными способами;
· развивающая функция - учебно-воспитательный процесс детских объединений дополнительного образования позволяет развить интеллектуальные, творческие и физические способности каждого ребёнка, а также подкорректировать некоторые отклонения в его развитии;
· воспитывающая функция - содержание и методика работы детских творческих объединения оказывают значительное влияние на развитие социально-значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание у ребёнка социальной ответственности, коллективизма и патриотизма;
· информационная функция - в детских творческих объединениях каждый учащийся имеет возможность получить представление о мире, окружающем их во всем его многообразии, информацию о профессиях и их востребованности в наши дни, а также подучить любую другую информацию, имеющую личную значимость для учащегося;
· релаксационная функция - в детских творческих объединениях каждый учащийся имеет возможность после уроков сменить характер деятельности, научиться организовывать свой досуг, плодотворно и с пользой для здоровья проводить свободное время в комфортной для себя обстановке.
Нормативно-правовая основа учебного плана по дополнительному образованию.
На основании Приложения №1 к лицензии серии 40Л01 регистрационный номер № 274 от 27.12.2013 года, выданной Министерством образования и науки Калужской области МБОУ «СОШ №5» имеет право образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам.
Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества. Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования программ, имеющих художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, научно-техническую и социально-педагогическую направленность, и внедрения современных методик обучения и воспитания детей их умений и навыков.
Художественно-эстетической направление:
Цель: происходит развитие коммуникативных качеств, формирование художественно-творческих способностей, творческого мышления (ассоциативно-образного, художественного), приобщение к духовному богатству, воспитание эмоционально-творческого отношения к действительности.
Социально-педагогическое направление:
Цель: формирование личностных и ценностно-ориентированных качеств учащихся, самопознание и развитие мотивов межличностных отношений, формирование активной жизненной позиции, способствовать социальной и профессиональной ориентации. На занятиях этого направления царит особый психологический климат доверия, свободного и равного общения ребенка со взрослыми и истинное творчество .
Научно-техническое направление:
Цель: расширить знания учащихся в области информационной культуры школьников, формировать ИКТ-грамотность учащихся.
Физкультурно-спортивное направление:
Одной из важнейших задач объединений физкультурно-спортивной направленности является развитие у детей их природных задатков, возможностей, способностей. Целесообразность работы этого направления продиктована снижением двигательной активности школьников, которая сказывается на состоянии здоровья, физическом развитии и физической подготовленности детей. Данные программы призваны сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Формы организации детских объединений: кружки, секции.
Занятия в кружках и секциях дополнительного образования проводятся в форме лекций, практических работ, семинаров, конференций, игр, соревнований, экскурсий, прогулок, индивидуальных консультаций или бесед.
Прием детей в творческие объединения осуществляется по желанию учащихся.
По окончанию учебного года, с целью представления результатов работы, в творческих объединениях проводятся отчетные концерты, открытые занятия, конкурсы, соревнования, праздники и другие мероприятия.
Обучающимся школы предоставлена возможность интеллектуального, творческого развития по интересам, физического развития и вовлечения в основы исследовательского поиска посредством кружков:
· кружок «Творческая мастерская»
· кружок «Художественное слово»
· кружок «Математика в экономике»
· кружок «Занимательный английский»
· кружок «Библиографический»
· кружок «Театральная студия»
· кружок «Народные промыслы»
· кружок «Дизайн студия»
· кружок «Вокальная студия»
· кружок «Хронограф»
Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:
Содержание образовательного процесса внеурочной деятельности
Во внеурочной деятельности реализуются программы дополнительного образования детей различного уровня: начального общего образования, основного общего и среднего общего образования по следующим направлениям:
и видам деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность.
Все виды внеурочной деятельности строго ориентированы на воспитательные результаты, в частности, на воспитание и социализацию духовно-нравственной личности.
Внеурочная деятельность предусматривает организацию участия обучающихся в предметных олимпиадах и конкурсах в соревнованиях и других предметных и творческих конкурсах различного уровня.
С целью развития интеллектуальных способностей, формирования исследовательской культуры учащихся план внеурочной занятости предусматривает организацию участия обучающихся в проектно - исследовательской деятельности в рамках школьного Научного общества учащихся.
План внеурочной деятельности включает в себя проведение классных часов и экскурсий по теме «Мой город. Мой край» с целью воспитания у школьников гражданско- патриотических качеств, любви к своей малой родине, к своей стране, государству.
На основании образовательного запроса учащихся и их родителей (законных представителей) внеурочная деятельность может быть организована по индивидуальному плану с использованием возможностей учреждений дополнительного образования и культуры города Обнинска.